Новости

Рассказываем, как повара в сельской и городской школах ищут золотую середину между “вкусно” и “полезно”

Фото из архива

Тему дальнейшего совершенствования школьного питания обсудили на уровне правительства. Если раньше речь шла в основном о пользе и сбалансированности блюд, то теперь обращают внимание на то, нравится ли ученикам еда в столовых. Мол, что толку от самого идеального меню, если современные дети крутят носом перед тарелкой с паровой котлеткой и овощами, отдавая предпочтение вредному фаст-фуду? Чтобы узнать, так ли это, корреспондент “7 дней” отправилась в Борисовский район.

И полезно, и разнообразно

В начале месяца в Совете Министров обсуждали качество школьного питания. По мнению премьер-министр Романа Головченко, детей затронули негативные явления, связанные с ростом потребления хлебобулочных изделий, чипсов, сладостей, сладких газированных напитков, недостаток микро- и макронутриентов, высокое потребление сахара, соли и трансжиров.

В начале этого года были актуализированы натуральные нормы питания: они уменьшены по сахару, соли, кондитерским изделиям. В рационе стало больше овощей и фруктов. Премьер-министр напомнил, что таким питанием охвачены более 1 млн 100 тыс. детей. Накануне совещания он попросил сделать выборку по разным школам страны о том, чем кормят учеников в столовых.

– Что меня особенно удивило – меню почти не отличается от того, что было 40 лет назад в моей школе, – заметил Роман Головченко. – Неужели у нас не развиваются технологии, нет новых продуктов?

Вместе с этим, по словам премьер-министра, в белорусских школах при проверке выявились факты нарушений технологий приготовлений блюд, недовесов, недовложений.

– Учащимся нередко предлагаются заведомо невкусные, однообразные, неэстетично оформленные блюда. Дети их просто не едят. Отсюда и большое количество отходов после школьных завтраков и обедов, – подчеркнул глава правительства и предложил Министерству образования выработать ряд мер, чтобы сделать питание в школах, гимназиях, дошкольных учреждениях действительно вкусным, здоровым, разнообразным и учитывающим пожелания детей.

Так чем же сегодня кормят учащихся в городе и на селе? Что бы ребята хотели видеть в меню? В чем секрет пустых тарелок после вкусного завтрака и аппетитного обеда? Рассказываем обо всем по порядку.

У школьников хороший вкус

В ГУО “Лошницкая гимназия Борисовского района” подъезжаем к 9:30 утра. Через 15 минут ребята дружною гурьбою побегут в столовую на завтрак. Всего здесь учится 337 человек. 100% учащихся охвачены горячим питанием, дополнительным – 90%. Пока дежурные гимназисты в красивых фартуках и шапочках заканчивают накрывать столы, расспрашиваем шеф-повара Юлию Лаппо: как же организовано питание в их учебном заведении?

– Меню у нас двухнедельное, к нему разработаны технологические карты. Технологий строго придерживаемся, учитываем все нормы, – отмечает она и добавляет: чтобы к первой перемене был готов завтрак, коллектив столовой приступает к работе не позже 7 утра. – Обязательно все подаем горяченькое. Поддерживать нужную температуру блюд помогают мармиты – емкости, позволяющие в течение продолжительного времени сохранять еду в подогретом виде. Да и в целом у нас на кухне какое оборудование ни возьми – все новое, современное, не старше 2019 года.

На момент нашего приезда в утреннем меню была рисовая каша, запеченное куриное бедро, томат, булка с маслом и сыром. На десерт ребята получили мармелад и какао.

К слову, в сельском учреждении образования для учащихся с 1 по 11 класс первое горячее питание – завтрак – бесплатное. Второе дополнительное, то есть обед, идет за счет средств родителей. Причем ежедневно в школьной столовой обедает порядка 180 детей. По мнению шеф-повара, такая высокая цифра говорит о доверии со стороны ребят и их родителей к школьному меню и тем блюдам, которые с душой готовят работники.

Пока общаемся, самые быстрые уже успели заморить червячка и несут обратно пустые тарелки.

– Вкусный был завтрак? – интересуемся у старшеклассника.

– Очень! В нашей гимназии каждый день готовят вкусно, – улыбается 11-классник Павел Духвалов. – Любимое блюдо у меня простое – макароны с колбасой. Кажется, что их готовить, а повара сделают так вкусно, что хочется добавки попросить.

– А мне из школьного меню нравятся куриные котлетки. Еще вкусные салаты, которые готовят без вредного майонеза. Да и все ингредиенты хорошо подобраны, сочетаются между собой, потому и вкусно, – спешит поделиться своими предпочтениями Ульяна Пресняк. – Вот печень и рыбу не очень люблю, хоть и знаю, что они полезны, но ничего поделать с собой не могу.

Рассказываем, как повара в сельской и городской школах ищут золотую середину между "вкусно" и "полезно"

Фото из архива

Правда, по словам Юлии Лаппо, если возникает вопрос с тем или иным блюдом, то всегда можно обратиться к технологам управления образования и подобрать замену. Примерно так в гимназии сделали с тушеной печенью, которую действительно многие не любят. Ее просто заменяют отварным языком – и полезно, и вкусно.

В меню – новые идеи

Ежегодно школьное меню пополняется новыми блюдами. Новинкой этого года стала драчена – истинно белорусское блюдо, которое каких-то 30-40 лет назад готовили практически в каждой семье. По сути, это разновидность обычного омлета, только при приготовлении, кроме яиц и молока, в драчену добавляют еще сметану и муку. Получается не только вкусно, но и сытно.

– Готовим также оладьи с повидлом на полдник. Очень любят наши дети рассольник, пиццу с сыром, плов. Идут на ура ленивые вареники. После омлета с горошком или кукурузой – тарелки все чистые. Одним словом, новинок очень много, – подчеркивает шеф-повар.

Раз в две недели в столовой проходит День белорусской кухни. Выпадает он на среду. Тогда на столах появляются исконно белорусские блюда: драники со сметаной, бабка с кефиром. На первое готовят щи с яблоком. Такую вкуснотищу не каждый дома сделает. Да и цена, по нынешним меркам, совсем незначительная: в месяц питание обходится примерно в 45 рублей при условии, что ребенок обедает в школе пять раз в неделю.

– Разве хорошо, когда вместо школьной столовой ребенок спешит в магазин за чипсами и газировкой?! Мы же стараемся следить за тем, чтобы наши учащиеся по максимуму принимали горячее питание. Объясняем им, что при правильном рационе они будут здоровы, а значит – успешны в учебе, – говорит директор гимназии Юлия Саматыго. – Важно, чтобы родители приучали детей к правильному питанию. Если дома не готовить каши, супы, салаты, то в школе ребята это есть не будут.

К слову, Лошницкая гимназия – единственная в республике находится не в городе, а в сельской местности. Сюда со всего района детей подвозит на уроки школьный автобус. Еще одна особенность – собственное общежитие, где живут дети из отдаленных деревень. Там тоже работает своя столовая: ребят кормят 4 раза в день.

– Кроме завтрака и обеда положен полдник и ужин. Меню точно такое же, как и в школе. Часто общаюсь с ребятами, спрашиваю, все ли им нравится. И всегда отвечают, что блюда ничем не отличаются от домашних, которые готовят мамы или бабушки, – улыбается Юлия Владимировна. – Для нас это лучшая похвала.

Несколько раз в год в учреждениях образования проходит обязательное анкетирование по вопросу организации питания. В Лошницкой гимназии его провели в сентябре. Результаты в очередной раз подтвердили: дети и родители всем довольны.

– Большинство детей назвали лучшими блюдами щи, пюре, макароны с колбасой, куриную котлету. 95% родителей удовлетворены качеством школьного питания. Правда, мнения разделились, папы и мамы выбрали суп с фрикадельками, борщ и творожную запеканку, – перечисляет Юлия Саматыго. – Предложили добавить в рацион еще и сосиски.

Все блюда – с пылу с жару

В ГУО “Средняя школа №18 г. Борисова”, где обучается более 800 учащихся, мы аккурат успели к обеду. Своевременно, а главное, вкусно накормить столько учеников – задачка не из простых. Но коллектив столовой с ней успешно справляется изо дня в день. Повара спешат на работу к 5 утра, чтобы к 8:45 подать детям горячий завтрак.

В этой школе также появились новые блюда, которые уже успели полюбиться детворе. На первом месте – филе жареное в панировке, которому ребята дали современное название “наггетсы”. Заинтересовал юных приверед салат из морской капусты и овощей, заправленный растительным маслом.

– Когда вспоминаю свое школьное время, то разница очень большая. Технологии приготовления, оборудование, рецептуры блюд – все далеко шагнуло вперед, – встречает нас на входе заведующая школьной столовой Ольга Гиль. – Раньше жарили на сковородках, а сейчас установлены современные пароконвектоматы, позволяющие готовить здоровую пищу. Работают пекарные шкафы для выпечки. Так что подаем все самое свежее, как говорится, с пылу с жару.

Да и в такой современной, красочной столовой, какую мы увидели в СШ №18, аппетит наверняка появляется еще на входе. В тон салатово-оранжевым стенам подобрана мебель, на столах аккуратно расставлены подставки для столовых приборов, рядом с ними – салфетницы. Так что однозначно сервировке ставим “десятку”.

В день нашего визита на завтрак у ребят был плов с помидором и кофейный напиток. На обед же потчевали рассольником, салатом из белокочанной капусты с зеленым горошком, кашей вязкой геркулесовой с тушенной вместе с морковью рыбой под сметанным соусом, а еще соком и апельсином. Задаемся вопросом: разве дома родители смогут обеспечить ребенку такой полноценный обед? Да еще и приготовить на полдник блины с маслом и компот из сухофруктов?!

– К чему ребенок приучен дома, то ему больше всего будет нравиться и в школьном меню. Не готовили ему родители кашу, значит, и в школе он на нее не посмотрит, какой бы она вкусной ни была. А если дома привыкли кушать рыбу, супы, то и здесь, в столовой, они будут их любить. Вместе с тем наши педагоги стараются рассказать детям о пользе того или иного блюда, о важности правильного питания для сохранения здоровья, – говорит замдиректора по учебной работе Елена Потоцкая. – Так что секрет пустых тарелок в первую очередь зависит от пищевых привычек, заложенных в семье, и в работе школы по формированию культуры питания.

– Еще и от души, которую повар вложил в то или иное блюдо, – улыбается Ольга Гиль. – Только так можно сделать, казалось бы, обычную кашу, борщ или макароны самыми вкусными!

Как готовить блюда, чтобы школьники все съедали с удовольствием, спросили у инженера-технолога Центра по обеспечению деятельности бюджетных организаций Борисовского района Ирины Гордиенко.

– На такой вопрос сложно ответить, ведь у детей, как и у взрослых, свои вкусовые привычки, которые формируются в семье еще с младенчества. Одни предпочитают рассольник, другие не едят борщи или щи. Вот что всем нравится, так это однозначно школьная запеканка. Наши специалисты работают по сборнику технологических карт и блюд для питания учащихся, который был издан в 2006 году. Как вариант, это пособие можно пересмотреть, сократив количество блюд, которые на данный момент уже не так актуальны, как раньше. Современные дети плохо едят супы, хотя, помните, нам с детства говорили: ешь суп, он полезный! Зачастую им проще скушать второе блюдо. Возможно, вместо того же первого блюда можно добавить в рацион больше салата и гарнира. Хотя к салатам ребята также не приучены, особенно к тем, что из свежих овощей.

В Беларуси около 2,9 тыс. школ, в них – 1 млн 72 тыс. учащихся. Все обеспечены горячим питанием. Государство берет на себя большую социальную ответственность: более 720 тыс. учащихся получают бесплатное горячее питание. По словам министра образования Андрея Иванца, самая главная задача – не только обеспечить качественным и вкусным питанием, но и чтобы рацион был сбалансированным, полезным.

Марина ВАЛАХ,

газета “7 дней”.

Источник: www.belta.by

Related posts

Leave a Comment