Материал 12

В соответствии с буквой Закона (12) (Газета «Трибуна» от 12.07.2013 № 24­­­ (1753)

СПРАШИВАЛИ-ОТВЕЧАЕМ

В текущем номере нашей газеты мы отвечаем на поступившие вопросы читателей о применении отдельных норм «Закона «О борьбе с коррупцией» в редакции на 22 декабря 2011 г., касающихся правовых последствий неподписания государственными должностными лицами обязательств по соблюдению ограничений, установленных статьей 17 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией»

Вопрос. Почему должностные лица предприятия, занимающие должности государственных должностных лиц должны оформлять обязательства государственного должностного лица по соблюдению ограничений, установленных статьей 17 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией».

В соответствии со статьей 16 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» ( далее — Закон), государственное должностное лицо, лицо, претендующее на занятие должности государственного должностного лица, дают обязательство по соблюдению ограничений, установленных статьей 17 настоящего Закона, в целях недопущения действий, которые могут привести к использованию ими своего служебного положения и связанных с ним возможностей и основанного на нем авторитета в личных, групповых и иных внеслужебных интересах. Этим же обязательством указанные категории должностных лиц ставятся в известность о правовых последствиях неисполнения такого обязательства.

Обязательство государственного должностного лица, лица, претендующего на занятие должности государственного должностного лица, оформляется в письменной форме кадровой службой предприятия.

Вопрос. Какие правовые последствия могут наступить в случае отказа лица, занимающего должность государственного должностного лица от оформления обязательства по соблюдению ограничений, установленных статьей 17 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией».

Неподписание данного обязательства для лица, занимающего должность государственного должностного лица влечет за собой освобождение государственного должностного лица от занимаемой должности в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь, а для лица, претендующего на занятие должности государственного должностного лица — отказ в регистрации в качестве кандидата на занятие должности государственного должностного лица,

Согласно законодательных актов Республики Беларусь (пункт 5 ст. 47 Трудового кодекса Республики Беларусь «Дополнительные основания прекращения трудового договора с некоторыми категориями работников при определенных условиях»), неподписание работником, уполномоченным на выполнение государственных функций (государственным должностным лицом), письменных обязательств по выполнению предусмотренных законодательством мер по предупреждению коррупции (т. е. неподписание обязательства по соблюдению ограничений, установленных статьей 17 Закона) относится к дополнительным основаниям прекращения трудового договора.

В этом случае отдел кадров предприятия:

1 предупреждает отказавшееся от подписи должностное лицо об ответственности, т. е. о последующем увольнении;

2 сообщает служебной запиской руководителю предприятия о факте отказа от подписи обязательства;

3 в случае отказа от подписания письменного обязательства производит увольнение на основании пункта 5 статьи 47 Трудового Кодекса Республики Беларусь.

Таким образом, неподписание государственным должностным лицом обязательства по соблюдению ограничений, установленных статьей 17 Закона однозначно влечет за собой расторжение трудового контракта с таким лицом, или перевод его на иную должность, не связанную с выполнением государственных функций.

Начальник СЭБ Г. А.  Морозов