Материал 14
В соответствии с буквой Закона (14) (Газета «Трибуна» от 09.10.2014 № 34 (1810)
По словам заместителя генерального прокурора Алексея Стука, в 2013 году в Беларуси было совершено 2301 коррупционное преступление. Это на 29,3% больше, чем в 2012-м. Количество выявленных фактов взяточничества выросло на 41% — до 1319. Больше всего нарушений закона в данной сфере зафиксировано в системе Минпрома, здравоохранении и образовании.
«А чтобы вырвать корни, нужно рыть гораздо глубже. Необходимы системные меры по изменению многих экономических и управленческих институтов.
Когда мы возбуждаем уголовное дело, то бьем уже по хвостам, реагируем на свершившийся факт. Мы должны упреждать, профилактировать коррупцию. Мы должны сделать так, чтобы в одних случаях коррупция стала невыгодной, в других — легко раскрываемой, а в третьих — и вообще невозможной.
Сильная экономика, честная власть — это тот фундамент независимости Беларуси и процветания нации, это идеал, к которому мы должны стремиться.
Страна у нас одна, другой нет и не будет. Надо помнить: мы уйдем — придут другие. А Беларусь останется.
Давайте же все вместе сделаем так, чтобы нам — тем, кому сегодня доверена судьба Отчизны, — не было стыдно ни перед предками, ни перед потомками, ни перед Историей!».
Из Послания от 22 апреля 2014 года Президента
Республики Беларусь А. Г. Лукашенко белорусскому
народу и Национальному собранию Республики Беларусь «Сильная экономика и честная власть — фундамент независимости страны и процветания нации».
Уголовные дела в отношении, экс-главы «Белнефтехима» Игоря Жилина, могилевского бизнесмена и сенатора Виталия Костогорова, директора Витебской бройлерной птицефабрики Анны Шарейко, двух заместителей председателя Гомельского облисполкома, Виктора Банчука и Виктора Тризны, прокурора Шумилинского района Евгения Гуляева и его заместителя Дмитрия Хроловича — лишь самые громкие коррупционные скандалы последнего времени. А сообщения о злоупотреблении служебным положением чиновников появляются в средствах массовой информации чуть ли не каждую неделю, что свидетельствует как о росте коррупционных проявлений, так и об усилении борьбы с коррупцией. С целью кардинального преломления ситуации в борьбе с коррупцией, на совещании 31 июля президент потребовал подготовить единый законопроект о борьбе с коррупцией. Документ уже 12 августа был вынесен на общественное обсуждение, продолжающееся до сих пор.
Первоначально были озвучены лишь три пункта, добавляемые в старую редакцию Закона Республики Беларусь от 20 июля 2006 года № 165-З «О борьбе с коррупцией» в редакции Закона Республики Беларусь от 22.12.2011 N 332-З (далее — Закон «О борьбе с коррупцией»).
Во-первых, впредь будет запрещено назначать на руководящие должности тех, кто уже провинился на этом месте.
Во-вторых, злоупотребивших властью чиновников лишат пенсионных надбавок, которые положены госслужащим.
В-третьих, должностных лиц (а в некоторых случаях и их родственников) заставят отчитываться о доходах и расходах, а также декларировать дорогое имущество.
Однако, по мнению большинства юристов, указанные изменения не смогут победить такое зло, как коррупция.
Так, согласно статьи 1 Закона «О борьбе с коррупцией» к ответственности за коррупцию могут быть привлечены весь чиновничий аппарат страны, высшие должностные лица, депутаты, правоохранители, военнослужащие и администрация госпредприятий. Однако проблема заключается в том, что перед законом они не все равны. Сегодня в отношении многих должностных лиц довольно сложно просто возбудить уголовное дело, не говоря уже о привлечении их к реальной ответственности.
Это «исключение» касается депутатов, сенаторов, судей, прокуроров и лиц, включенных в кадровый реестр главы государства, — всего в списке около сотни должностей. В него среди прочих входят и все члены облисполкомов, руководство городских администраций, ректоры вузов и «руководители иных важнейших организаций».
И это вовсе не милицейский беспредел, а законный «иммунитет», дарованный сотням госслужащих. Все регламентировано главой 49-й Уголовно-процессуального кодекса. Там прописан особый порядок «Производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц». Его суть в том, что для начала следственных действий в отношении широкого перечня служащих необходимо получить предварительное согласие на это их начальства. Исключение может быть только в том случае, если преступник изменил государству или был взят с поличным, что имело место в указанных в начале статьи случаях.
Получается, что тысячи должностных лиц, против которых и направлено антикоррупционное законодательство, практически невозможно привлечь к ответственности, то есть, под суд идут только те, на кого указали пальцем. При этом четкой схемы по борьбе с коррупцией, о которой много говорится, нет. Практика показывает, что сегодня гражданам практически бесполезно оспаривать решения чиновников. Органы исполнительной и судебной власти у нас очень связаны. Особенно в регионах. И, действительно, как сказал Александр Лукашенко на совещании 31 июля «Преступные действия нечистых на руку управленцев вызывают утрату доверия к органам власти».
Думается, что не оказывают положительного влияния на снижение уровня коррупции и нормы статьи 88-1 УК Республики Беларусь «Освобождение от уголовной ответственности в связи с добровольными возмещением причиненного ущерба (вреда), уплатой дохода, полученного преступным путем», предусматривающие освобождение от уголовной ответственности лица, совершившего преступление, повлекшее причинение ущерба государственной собственности или имуществу юридического лица, доля в уставном фонде которого принадлежит государству, либо существенного вреда государственным или общественным интересам и не сопряженное с посягательством на жизнь или здоровье человека в порядке, установленном законодательным актом, если оно добровольно возместило причиненный ущерб (вред), уплатило доход, полученный преступным путем, а также выполнило иные условия освобождения от уголовной ответственности, предусмотренные законодательным актом. Действительно, в результате возмещения вреда бюджет пополняется, однако в ряде случаев данная норма создает у определенной категории чиновников чувство безнаказанности. Ведь фактически это лотерея для чиновников, которые могут совершать экономические преступления до тех пор, пока их действия не будут пресечены, затем возмещают причиненный вред (тот, который доказан, что в условиях латентности ряда преступлений доказать очень проблематично) и вновь могут безнаказанно совершать преступления, только, возможно, виной должности
Борьба с коррупцией предполагает масштабную реформу всей государственной системы, а не принятие одного нормативного документа «для галочки».
Сегодня у госаппарата слишком большие функции и полномочия. Все скрыто, туманно и неясно. Решение вопроса зачастую находится лишь в руках одного человека (начальника отдела, управления, производства и т. д.), что и создает предпосылки для коррупционных схем.
Главное, что поможет свести к минимуму коррупционные схемы — это открытость и равенство всех перед законом. Эти нормы прописаны в Конституции. И лишь при полной открытости и равенстве всех граждан перед Законом может быть снижен уровень коррупции в Республике, как того требует Президент.
Начальник СЭБ Г. А. Морозов