ГАЛЕРЕЯ ПОЧЕТА
Исполнил мечту отца
Так бывает в жизни, что уже со школьной скамьи знаешь, с чем хочешь связать свою профессиональную жизнь. Планируешь все ступеньки, и идешь к намеченной цели. Так сложилось в жизни у Анатолия Леонидовича Смоленского. Его отец, Леонид Иванович, работал термистом высшего разряда в РМЦ, а мама, Валентина Ивановна, слесарем МСР на сборочном конвейере. Они более двадцати лет трудились на предприятии, их уважали в коллективе. И поэтому родители хотели, чтобы сын продолжил их династию, но не просто продолжил, а смог пойти выше по карьерной лестнице. Но сначала выучился и получил хорошую профессию.
— Отец мечтал, чтобы я получил высшее образование, стал специалистом хорошего уровня и «смог пройтись по заводу в чистом костюмчике и белой рубашке», — вспоминает Анатолий Леонидович. — Молодость отца выпала на тяжелое послевоенное время. Не до учебы тогда ему особо было. Но он тянулся к творческим профессиям. Долгие годы был внештатным корреспондентом в нашей заводской газете. Не любил разгильдяйства и бесхозяйственности, о чем не раз писал в своих заметках. И, наоборот, отмечал добросовестных, трудолюбивых работников.
Я все же смог исполнить мечту отца. Правда, не сразу.
В 1980 году, после окончания училища №121 по специальности слесарь по ремонту оборудования, Анатолий Леонидович начал работать в цехе станкостроения, где его первым наставником стал замечательный человек и профессионал высочайшего класса, которым гордится предприятие — Виталий Павлович Нелюбин. И хотя всего через несколько месяцев Анатолия Леонидовича призывают в армию, где он служит в танковых войсках в далёкой Монголии, после двух лет службы он возвращается вновь на предприятие в ту же бригаду. При этом не оставляет свою мечту о высшем образовании. И в 1983 году, по направлению предприятия, Анатолий Леонидович поступает в Московский автомеханический институт, по окончании которого возвращается на предприятие уже в конструкторский отдел инженером-конструктором.
— Помните ли вы своих первых учителей в конструкторской профессии?
— Конечно. Мне очень повезло, меня учили высококвалифицированные и уважаемые люди, при этом они с удовольствием передавали свой профессиональный опыт. Я работаю конструктором с 1988 года. Своими первыми учителями с гордостью могу назвать Евгения Ивановича Слесаренко, который и по сей день трудится в УКЭР и передает свой опыт молодежи, Николая Валентиновича Широкова и, конечно же, своего непосредственного наставника, который обучил всем азам и тонкостям конструирования — Галину Федоровну Богданович.
Хорошо помню первое задание, которое мне поручили в бюро — заэскизировать имевшийся образец стартера с редуктором фирмы «Lucas». С задачей я справился неплохо (в институте у меня за весь курс обучения была единственная пятерка – по инженерной графике), но одновременно это помогло мне досконально разобраться в конструкции и принципе работы, как стартера в целом, так и каждой его составной части. Много потом было разработано чертежей, даже не сосчитать. Но этот свой первый опыт помню хорошо.
Надо отметить, что именно Анатолий Леонидович в 1989 году одним из первых на предприятии прошел курсы повышения квалификации по обучению работы на компьютере и применил свои знания при расчете электромеханических характеристик стартеров на первом, появившемся в те годы в отделе главного конструктора компьютере «Rbotron ЕС-1834».
— Это сейчас конструкторы освоили и умеют работать на компьютере с применением современных программ Pro-engeneer, КОМПАС и др., а тогда это было абсолютное новшество. Сегодня, прежде чем изготовить образец, разрабатывается его 3D-модель, которую можно по электронной почте переслать потенциальному потребителю для проверки компоновки его на двигателе, а в то время мы постоянно ездили на предприятия-потребители с образцом и устанавливали его вживую, что занимало, конечно же, больше времени, чем сейчас.
Хотя и сегодня личное общение с потребителем — это важный аспект в сотрудничестве. Исходя уже из немалого опыта работы, могу утверждать, что наиболее продуктивным при взаимодействии с потребителями и партнерами, являются личные контакты во время командировок.
Помимо непосредственной разработки конструкции изделия, много времени в работе конструктора занимает оформление всей необходимой документации в соответствии с требованиями ISO/ТS 16949 — процедуры РРАР «Процесс согласования производства автомобильного компонента», FMEA «Анализ видов и последствий потенциальных отказов» и др.
Это довольно большой объем работы, который требует внимательности, времени и постоянного контроля.
— Какие из конструкторских разработок стали для вас самыми запоминающимися?
— Наверно, лично для меня — это стартер 517.3708. Практически все расчеты я провел самостоятельно. Это была одна из первых моих разработок, и хотя производство этого стартера просуществовало недолго ввиду большой трудоемкости (обмотка якоря стартера заправлялась вручную) и сравнительно малой потребностью, но мне она запомнилась больше всего. С моим участием также разрабатывались стартеры на постоянных магнитах серии 2111, редукторные стартеры 5112.3708, 6502.3708. По последним проведена процедура одобрения производства с потребителями ОАО «ЗМЗ» и АО «УМЗ»
Сейчас наш отдел занят разработками и одобрением у поставщика стартеров для двигателей КАММИНЗ КАМА, двигателей ЯМЗ 530-ой серии в 24-х и 12-ти вольтовом исполнении, перспективной модели рядного двигателя КАМАЗ Р6.
Анатолий Леонидович, за свой труд в 2008 году был награжден медалью «За трудовые заслуги», в 2006 году ему была присуждена премия Министерства промышленности в области науки и техники. Но самым главным своим достижение он считает то, что смог исполнить мечту своих родителей.
— В этом году нашему предприятию исполняется 59 лет, следующий год – юбилейный, — в завершении беседы отметил Анатолий Леонидович. — Хочу пожелать всем работникам завода здоровья, семейного благополучия, воплощения намеченных целей, стабильности и профессиональных достижений, а предприятию в целом – новых свершений и процветания, чтобы достойно встретить свое шестидесятилетие и с уверенностью смотреть в будущее.