Когда началась война…
22 июня 1941 года фашистская Германия начала войну против Советского Союза… Уже более 70 лет отделяет нас от этой скорбной даты. Но живы воспоминания наших ветеранов. Для каждого из них война началась по-своему…
Василий Афанасьевич ПУТРЯ (воевал в истребительном батальоне, в Амурской флотилии, участник войны с Японией):
— Хорошо помню первый день войны, мне тогда было 14 лет. Наша семья жила в Черниговской области. В тот день мы с друзьями купались на озере, лежали на песочке, загорали. Но, поглядев в небо, увидели самолеты, началась бомбежка. Вокруг взрывы, крики, суета. Я побежал в сторону дома, а вокруг уже все было усеяно трупами погибших людей. Они лежали все в крови, оторванные руки, ноги. Это было ужасно. С этого для меня началась война.
Генрих Васильевич ЖУКОВИЧ (партизанское движение отряд НКВД им. Суворова, бригада «Разгром», участвовал в освобождении Борисова):
— Тогда я закончил 6 классов. Утром 22-го июня, еще не слышав сообщения по радио, все уже знали, что началась война. Такие новости распространяются очень быстро. Потом в город пришли немцы, оккупанты, которые очень жестко относились к местному населению. Я видел, как живых младенцев бросали в огонь, мучили и убивали людей. В первые дни войны было все: танки, самолеты, бомбежки. Сейчас очень тяжело вспоминать о тех днях.
Михаил Федорович БАЛМАКОВ (воевал в действующей армии в Донбассе, участвовал в освобождении Украины):
— Война нашла меня в Донбассе. Мне было 15 лет. Мы узнали о начале боевых действий по радио. Началась суматоха, в военкоматах стояли очереди из желающих записаться на фронт, чтобы пойти защищать Родину. Все с котомочками, в которых складывали только самое необходимое. Потом начались бомбежки. Ночью на улице нельзя было даже маленький уголек зажечь — сразу становился мишенью для вражеской авиации.
Александра Семеновна БОРОДУЛЬСКАЯ (вольнонаемная, служила сестрой-хозяйкой в военном госпитале):
— Наша семья тогда жила в деревне в Гомельской области. Немецкие войска только в августе захватили наши территории. Большинство жителей деревни скрылось от вражеских войск в лесах. Когда вернулись, на месте деревни остались лишь сожженные дотла дома. Всех, кто не успел скрыться — отправили в концлагеря или зверски убили. У нас не осталось ничего, и мы ушли вглубь леса, где было болото. Но мы, местные жители, отлично знали эти места и скрывались от немцев именно там. Часто приходилось слышать лай немецких собак, звуки гармошек и веселый смех фашистов. Было очень страшно и жутко. Но отсиживаться было некогда — Родина в опасности. Я пошла добровольцев в ряды советской армии, меня определили сестрой-хозяйкой в Ленинградский госпиталь. Медчасть, в которую я была направлена, следовала за наступавшими частями нашей армии. Все раненые с поля боя поступали к нам. Здесь мы оказывали им первую помощь: перевязка, обеззараживание и т.д. Много там пришлось увидеть ужасов и смертей.
Владимир Николаевич ЛИТАРОВИЧ (рядовой, стрелок, воевал на 3-м Украинском и 3-м Белорусском фронтах).
— Мне было тогда 16 лет. Жили мы в д. Зачистье (в семье было 9 детей), которая была занята немцами в июле. Здесь расположился немецкий гарнизон, командиром которого был очень жестокий уроженец Украины (мы называли его хохол). Очень многих жителей деревни сразу расстреляли или замучили. Мой отец, как и большинство населения деревни помогал партизанам. Его чудом не расстреляли, а вот дядю зверски убили на глазах у всех жителей. Я и три моих друга в 1944 году были приняты в ряды Красной армии, но дожить до Победы удалось только мне.
Великая Отечественная война — это небывалая в истории по своим масштабам и ожесточенности битва советского народа против немецко-фашистских захватчиков. В этой войне Беларусь потеряла каждого третьего жителя — память о них будет жить вечно.