Как изменились автобусы, пассажиры и дороги за 20 лет: наблюдения водителя общественного транспорта
Новости темы «Проект «Белорусы в кадре» на YouTube-канале БЕЛТА» «Мы — ходячая энциклопедия, да еще танцующая и поющая». История библиотекарей, покоривших ТикТок Бизнес на науке. Цена и история успеха инновационного предприятия в Могилеве
«Асцярожна! Дзверы зачыняюцца, наступны прыпынак…» — эту фразу водитель автобуса первого класса филиала «Транспортный парк №1» ГП «Минсктранс» Михаил Хамицевич слышит сотни раз в день. За рулем он уже без малого 20 лет. В очередном выпуске проекта «Белорусы в кадре» наш герой рассказал о вежливости на дорогах, их качестве и главном в характере шофера.
Я б в военные пошел
Михаил Хамицевич родился в деревне Сковшин Солигорского района Минщины. Там же окончил школу. После получения аттестата отправился в Ростов-на-Дону — поступать в военную академию.
— Но в последний момент передумал. В академии сказали, что после экзаменов домой не отпустят, а я сидеть до сентября в казарме не хотел. В итоге вернулся в Беларусь. В Минске набор в институты уже закончился, а год терять было жалко. Поэтому поступил в Пинский индустриально-педагогический техникум. Тогда это было престижное учебное заведение. Студенты — ребята из 17 стран мира. А в армию я все же пошел. Правда, уже на срочную службу, — улыбается герой репортажа.
В техникуме Михаил освоил профессию техника-механика, мастера производственного обучения. После армии приехал в Минск к будущей жене.
— Семь лет проработал машинистом компрессора, потом трудился в частной организации. Но чтобы поднимать семью, нужно было найти стабильное и хорошо оплачиваемое место работы. А попробовать водить автобус мне всегда хотелось. Поэтому когда узнал, что есть вакансия в автобусном парке, недолго думал, — говорит собеседник.
До трех тысяч переключений
Так 20 лет назад Михаил Петрович пришел устраиваться в столичный автобусный парк №4. Перед тем как самостоятельно выехать на улицы города, получил водительское удостоверение соответствующей категории, отправившись на обучение по месту будущей работы.
— А после десятки часов отъездил с опытным водителем-наставником. В рейс вышел на ЛАЗе. Есть расхожая фраза, что первый автомобиль как первая любовь. И в отношении автобусов она тоже действует! До сих пор с теплыми чувствами вспоминаю свой ЛАЗ. Минчане постарше наверняка помнят кожаные диваны и мощную печку в таких автобусах. В них зимой было очень тепло, — ностальгирует водитель.
Тогда почти весь общественный транспорт был оснащен механической коробкой передач. Эта деталь может показаться незначительной, но за рабочую смену водителям приходилось переключать рычаг до трех тысяч раз.
— Эта цифра не преувеличена, — уверяет Михаил Хамицевич. — На ЛАЗике отработал год. Потом дали новенький МАЗ-103 с автоматической коробкой передач, на котором я откатал 13 лет. Первое время было непривычно — все хотелось вручную передачи переключать. Правда, «автомат» в сложных городских условиях все же оптимальнее. Не нужно задумываться, например, как стартовать в горку.
С 2020 года Михаил Хамицевич и многие его коллеги по четвертому автобусному парку перешли на работу в образованный филиал «Транспортный парк №1», где базируются как автобусы, так и электробусы.
— Конечно, по старому парку скучаю, но новый — супер! Просторно, удобные парковочные места, закрепленные за каждой машиной, современное оборудование. Жемчужина — ремонтная зона. Кстати, если в былые времена что-то приходилось ремонтировать самим водителям, то теперь этим занимаются исключительно слесари, — отмечает Михаил Петрович. — Правда, и техника сейчас подводит гораздо реже. Большой плюс производителям.
Дороги стали лучше
За десятилетия работы за рулем автобуса Михаил Хамицевич видел, как меняется поведение водителей на дорогах. Уверяет: между тем, что было 20 лет назад, и что есть сейчас — огромная разница.
— Раньше, действительно, и подрезать могли, и пару «ласковых» вслед сказать. А в последние несколько лет заметил, что шоферы стали очень вежливыми и понимающими. Стоит только включить указатель поворота, практически каждая машина дает возможность завершить маневр. Кстати, я обратил внимание, что охотнее всего автобус пропускают водители дорогих автомобилей. Наверное, обеспеченным людям не нужно себе ничего доказывать, — размышляет водитель.
Перед тем, как поделиться еще одним наблюдением, Михаил Петрович предупреждает: гендерными стереотипами не страдает. И констатирует, что чаще всего дорогу, даже когда автобус однозначно прав, не уступают женщины за рулем.
— Самый яркий пример — выезд из «кармана» остановочного пункта. Согласно ПДД, в таком случае маршрутное транспортное средство имеет однозначное преимущество. Но это правило в 99% случаев нарушают девушки. Уж не знаю, с чем это связано, — улыбается водитель.
По мнению Михаила Хамицевича, главные принципы поведения на дороге остаются неизменными — вежливость и взаимопонимание.
Улучшилось и качество столичных дорог. После зимы, правда, еще некоторое время полотно оставляет желать лучшего.
— В Минске ремонтируют очень быстро и, стоит отметить, довольно качественно. За пределами города реновация, бывает, затягивается. Но в целом нашими путями сообщения я доволен, — констатирует собеседник.
Пассажиры тоже изменились
За 20 лет пассажиры тоже стали другими, уверяет Михаил Хамицевич.
— Более воспитанными, — уточняет он. — Например, раньше из автобусов частенько воровали молотки для аварийного разбивания стекол. Как правило, баловались этим подростки. Школьники любили заниматься «наскальной живописью» — оставить надписи или поцарапать стекла. Это все и сейчас есть, но встречается намного реже.
Современный пассажир более бережно относится к имуществу. Несколько лет назад столичные автобусы оборудовали кондиционерами. Для их стабильной работы окна транспорта должны быть закрыты. Но первое время по старой привычке минчане и гости столицы открывали форточки.
— Сейчас же наблюдаю обратную тенденцию. Как только один пассажир откроет окно, другой сразу же бежит его закрывать, — говорит водитель.
Он вспоминает не одну курьезную историю, связанную с пассажирами. Например, как однажды из его автобуса украли… огнетушитель!
— Воришку я догнал, казенное имущество забрал. Оказалось, молодому человеку нужно было пройти техосмотр на личном авто, а огнетушителя не было. Так он решил «свистнуть» его из автобуса. Правда, план изначально был провальный. Наши огнетушители намного больше — для обычного авто не подходят, — уточняет Михаил Петрович.
Он признается, что за рабочую смену очень сильно устает — как морально, так и физически. Когда возвращается домой на своем авто, иногда забывает, что смена уже окончена.
— Не раз по дороге домой хотел подобрать людей. Включаю поворотник, подъезжаю к остановке, а народ почему-то не садится, — улыбается наш герой.
Главное в работе водителя автобуса — внимание…
…Внимание и еще раз внимание! Михаил Хамицевич объясняет почему:
— Во время работы на линии нужна максимальная концентрация. Подъезжая к остановке, необходимо убедиться, что не заденешь зеркалом пассажиров. Притормозить нужно максимально близко к бордюру. Потом внимательно проследить за высадкой-посадкой. Особенно это касается детей и пожилых людей.
Кроме того, водитель автобуса должен постоянно считывать дорожную обстановку и предугадывать действия других участников дорожного движения. Для облегчения этого процесса новые автобусы оснащены камерами.
— Салонная система позволяет обеспечить безопасность при посадке-высадке. На лобовом стекле есть регистратор. Он помогает при ДТП и в других спорных ситуациях. Были ли у меня аварии? Конечно! Наверное, нет ни одного опытного водителя общественного транспорта без ДТП в анамнезе. Правда, ни одного происшествия по моей вине, — уточняет Михаил Петрович.
Каждый день — новые эмоции
В основном Михаил Петрович работает на автобусе, который курсирует по столичному 84 маршруту — одному из самых длинных в столице. Он связывает микрорайоны Слепянка и Малиновка. На рейс туда-обратно уходит около трех часов.
— Водители шутят: этот маршрут «словно уехал в командировку» — настолько долгий. Работаю по графику «неделю первая смена, неделю — вторая». Если выпадает первая, то вставать приходится в три часа утра. На работу добираюсь дежурным автобусом. Далее стандартные процедуры: получение путевки, прохождение врача, — рассказывает водитель.
Трудится Михаил Хамицевич на красавце МАЗ-215. Автобус сочлененный, особо большой вместимости. В час пик в салоне может поместиться без малого 170 человек. Машина новая, с конвейера сошла два года назад. Отечественная техника, признается водитель, очень сильно поменялась со временем. Безусловно, в лучшую сторону.
— Рабочее место комфортное. Есть кондиционер, так что летом не жарко, а зимой не холодно. Ходовые качества у автобуса отменные. Несмотря на его размеры, мощность двигателя позволяет прекрасно маневрировать и при необходимости ускоряться, — добавляет Михаил Петрович.
Перед выездом на линию водитель обязательно осматривает машину на предмет неисправностей. Аналогичные действия совершаются и между рейсами.
— Частенько пассажиры забывают личные вещи или оставляют мусор. Потеряшки мы сдаем на диспетчерскую станцию через горячую линию оперативно, так сказать, и они потом их находят, — поясняет собеседник.
На вопрос, не надоело ли ездить по одним и тем же маршрутам, Михаил Хамицевич отвечает однозначно — нет. Ни один день, по его словам, не похож на предыдущий.
— А знаете, как интересно наблюдать за городскими изменениями? Вот еще пару лет назад вместо «Минск-Мира», рядом с которым проходит мой маршрут, был практически пустырь. Теперь — современный район. Все эти изменения происходят на моих глазах, — говорит Михаил Петрович. — На работу я каждый день иду с удовольствием. Чувствую, что приношу людям большую пользу. Только представьте: если с наших улиц хотя бы на день исчез общественный транспорт, что бы было?
— Почему общественный транспорт опаздывает? А вы посмотрите на дорожную обстановку, особенно в час пик. Для общественного транспорта допускается отклонение от расписания — может приехать на три минуты раньше, но не более, чем на пять минут позже. Однако это не в наших интересах. Ведь от выполнения графика частично зависит заработок водителя.
Михаил Хамицевич — водитель первого класса. Это значит, что он должен знать про автобус все. С ходу определить поломку и быть готовым устранить ее.
Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента.
Александр НОВОХРОСТ,
фото — Рамиль НАСИБУЛИН,
газета «7 дней».
Источник: www.belta.by