«Если уж работать, то только с максимальной отдачей»
Профессионалами в своей области стремятся быть многие, но чтобы этого добиться, необходимо не так уж и мало — нужны знания, опыт работы, кругозор. Но главное — нужно честно и добросовестно делать то дело, которое тебе поручено, любить его и максимально этому отдаваться. Сегодня мы хотим рассказать о человеке, который работает на нашем предприятии уже более 50 лет, причем всегда с полной отдачей посвящал себя избранной профессии и его с уверенностью можно назвать профессионалом своего дела и просто человеком с большой буквы, который внес огромный вклад в становление завода.
Владимир Доменикович Реут пришел на наше предприятие в 1963 году, тогда ему был почти 21 год. Но до этого…
«Я видел небо очень близко»
Владимир Доменикович Реут с детства мечтал стать летчиком. Он самостоятельно изучал все книги, которые попадались ему в руки, посвященные авиации и обучению летному делу. Выполнял упражнения для тренировки вестибулярного аппарата. Не все сразу давалось, но желание летать было очень велико и в итоге после окончания 10 классов общеобразовательной школы Владимир Доменикович принял участие в отборе на базе военкомата в летное училище (тогда это был секретный военный объект, сейчас — Черниговское высшее военное авиационное училище). Из 50 претендентов было выбрано по состоянию здоровья всего 7, после отбора в Минске — уже только 3 человека. Но из этих троих прошел все вступительные экзамены только один — Владимир Доменикович Реут. Ему посчастливилось учиться вместе с легендарными летчиками-космонавтами СССР Петром Ильичем Климуком (дважды Герой Советского Союза) и Анатолием Семеновичем Левченко (Герой Советского Союза, ныне уже покойный).
В.Д. Реут был одним из лучших на своем потоке, учеба ему давалась легко, через год он уже летал на самолете, и казалось, что ничего кроме полетов не может стать его будущей профессией.
— Я видел небо так близко, — рассказывает Владимир Доменикович, — и забыть эту красоту не могу по сей день. Особенно утром, когда солнце только поднимается, там просто сказочно красиво. С земли небо совсем другое. И я рад, что увидел это воочию.
Судьба Владимира Домениковича сложилась совсем по-другому. Одна ошибка стоила ему не только проблем со здоровьем, но и карьеры летчика, а в дальнейшем, возможно, и космонавта, ведь он прошел отбор на обучение космонавтике. Один раз по юношеской самоуверенности он скрыл насморк, который во время выполнения летного трюка из-за перепадов давления превратился в серьезную проблему, после чего Владимир Доменикович был комиссован по состоянию здоровья и направлен в гражданскую авиацию, но судьба вновь поставила преграды, и рабочего места для него не оказалось. Так толком не начавшаяся карьера летчика осталась позади.
«Рос завод, а вместе с ним и я»
В 1963 году, когда Владимир Доменикович вернулся в Борисов, где жили его родные, он столкнулся с серьезной проблемой — в стране была безработица. С большим трудом он смог устроиться грузчиком на завод БАТЭ, который постепенно строился и расширялся. На то время на заводе был только один цех, где проводились изготовление и мехобработка деталей и сборка готовой продукции. Через несколько месяцев перспективного парня перевели оператором станков-автоматов, потом он освоил работу шлифовщика. Еще не окончив БПИ (теперь БНТУ), Владимир Доменикович уже стал инженером УГМ, а затем технологом инструментального цеха, потом — ведущим технологом. В 1970 году В.Д. Реут был назначен заместителем главного технолога завода. На этой должности он проработал 23 года. За этот период предприятие значительно расширилось, были введены в эксплуатацию разные станки, построены здания цехов, освоен не один новый стартер, а затем и генератор. И все это происходило при непосредственном участии Владимира Домениковича. Он часто ездил в командировки на промышленные предприятия в Казахстан, Украину, Россию, Венгрию и другие страны бывшего СССР. Особенно ему запомнился период, когда на нашем заводе шло освоение производства больших стартеров 142-ой группы, для КАМАЗа.
— Во время командировки на завод в Тольятти, — вспоминает В.Д. Реут, — нам предложили посмотреть производство стартеров 142-ой группы. Это предприятие планировало перепрофилироваться, и все оборудование по изготовлению этих стартеров было предложено передать нам. Были подготовлены официальные документы и уже через несколько месяцев мы запустили это производство на нашем заводе, так появился цех №15. Кроме того, очень запомнилось время, когда на предприятии начали освоение холодного выдавливания шестеренок, надо отметить, среди первых в союзе (все остальные практиковали только горячее). Министерство автомобильной промышленности СССР поставило перед нами серьезные задачи по запуску немецкого станка Кайзер, который и сегодня работает в цехе №4. Сроки были очень жесткие, но мы успели найти необходимое техническое решение, которое помогло нам освоить данное направление. Впоследствии нам был передан и второй Кайзер, так как у специалистов Куйбышевского предприятия (г. Самара) не получалось запустить этот станок.
Владимир Доменикович из тех людей, которые душой болеют за производство. Он никогда не считался с личным временем, всегда выполнял все с максимальной отдачей.
— Если необходимо найти решение проблемы — задерживались. Нужно было поработать в субботу на строительстве зданий завода или оздоровительного комплекса — никогда не отказывали. Завод рос на моих глазах и даже с непосредственным моим участием не только в производственном процессе, но и в строительном.
В.Д. Реут был и остается опытнейшим специалистом. Ему даже предлагали возглавить один из заводов, входящих в Министерство автомобильной промышленности, но он не смог покинуть родное предприятие, которому посвятил столько лет.
«Здесь новые детали рождаются в металле»
Почти 10 лет В.Д. Реут возглавлял цех №18, который сам и запускал. В мае еще не было готово здание, а уже в октябре — запущена линия крышки.
После этого несколько лет работал главным технологом.
Сейчас В.Д. Реут — ведущий инженер экспериментально-испытательного цеха. В этом подразделении по чертежам изготавливают новые детали. Они проходят испытания, после выявления проблемных моментов их дорабатывают, пока не будут достигнуты необходимые результаты.
— Это очень интересно, — говорит В.Д. Реут, — здесь приходится собственными руками изготавливать новые детали. В нашей лаборатории мы отрабатываем только конструкцию, но хотелось бы отрабатывать и технологию, т.е. в полном цикле.
За весь свой трудовой стаж на предприятии Владимир Доменикович внес весомый вклад в развитие родного завода. Без его инициативы, знаний и большого опыта многие проекты и начинания вряд ли были бы реализованы. Имя Владимира Домениковича занесено в Книгу Почета завода, его фото было размещено на Галерее Почета, он не один раз признавался лучшим рационализатором, получал Грамоты и Благодарности от руководства.
Расспрашивая его о семье, увлечениях, еще раз удивляюсь разносторонности этого человека. Несмотря на занятость на работе и в общественной деятельности, Владимир Доменикович был очень перспективным спортсменом. Он с детства занимался легкой атлетикой и стал кандидатом в мастера спорта по бегу, выиграв золото в 1965 году в областном соревновании. Кроме того, он имеет 1-ый разряд по лыжам и другим видам спорта.
Что касается семьи, то его жена работает на нашем предприятии в измерительной лаборатории. У него трое взрослых детей.
Династия Реут — очень многочисленная. У Владимира Домениковича было три брата и все они и их жены работали на нашем заводе. Сейчас, к сожалению, никого из братьев уже нет в живых. Правда, некоторые племянники и сегодня трудятся здесь.
Редко встретишь человека с такой интересной судьбой, который успел так много попробовать и сделать в своей жизни. Владимир Доменикович и сегодня активно участвует в судьбе родного предприятия. Он никогда не отказывает в помощи или совете, с удовольствием передает свой опыт и знания молодому поколению. Судьба так распорядилась, что человек, который с детства был влюблен в небо, с такой же неподдельной страстью изучил технологию изготовления деталей автомобилей и стал одним из самых квалифицированных специалистов предприятия.
Екатерина ОСТРОЖНЮК