И МЫ ЖИВЕМ, И МЫ ОПЯТЬ ВЕСНУ ВСТРЕЧАЕМ, ВСТРЕЧАЕМ ДЕНЬ ПОБЕДЫ-ЛУЧШИЙ ДЕНЬ В ГОДУ…

0

Есть такие праздники, о которых нельзя забывать, о них просто необходимо помнить, достойно отмечать и передавать будущим поколениям. 75 лет Беларусь свято хранит память о Великой Победе и традицию отмечать ее всем миром. С тех пор как в ночь на 9 мая 1945-го – в 2 часа 10 минут – диктор Юрий Левитан зачитал Акт о капитуляции Германии и указ Президиума Верховного Совета СССР об объявлении дня всенародного торжества.

Ветераны войны — особенные люди, они пережили тяжелые испытания, которые сложно даже представить тем, кто родился и вырос после. Мы можем узнать об их подвигах с экранов телевизоров, из кадров кинохроник, но понять всю глубину той народной трагедии можно только по воспоминаниям очевидцев.

На фронт ушел добровольцем

Борис Алексеевич Марковкин воевал на 1-м Украинском фронте в стрелковом полку. Освобождал Курск, Украину. Участвовал во взятии Берлина. Награжден Орденом Отечественной войны I степени, Медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За освобождение Украины», За взятие Берлина».

На фронт Борис Алексеевич Марковкин пошел добровольцем, когда ему исполнилось 18 лет в 1943 году. После нескольких месяцев обучения во 2-ом Саратовском танковом училище попал в самое пекло военных действий… В июле 1943 года началась знаменитая Курская битва. С обеих сторон в битве приняло участие до 4 млн. человек, а ее фронт растянулся на
. В результате четырехмесячной операции Украина была почти полностью освобождена Красной Армией. В ходе операции был форсирован Днепр, создано несколько стратегических плацдармов на правом берегу реки, а также освобожден Киев.

«Бои были жуткие, – вспоминает ветеран, – Немецкие танки: «тигры» и «пантеры» с крестами и свастикой. На поле все больше горящих танков – вражеских и наших. Горят трупы, в оставленных танках рвутся снаряды. Артобстрелы не прекращаются. Ночью из-за этого было светло, как днем».

Б.А. Марковкин также участвовал во взятии Берлина. За один из боев он был награжден медалью «За отвагу».

«17 апреля 1945 года во время боя за д. Клейн-Дюбен (Германия) нашему экипажу было дано задание провести разведку боем, – вспоминает Борис Алексеевич. – Я служил командиром танка на легендарном «Т-34». Немцы знали о наступлении, поэтому выжидали в засаде, а мы должны были их обнаружить. И выполнили это задание. Огнем из танка нам удалось уничтожить немецкий бронетранспортер, подавить огонь трех орудий и уничтожить около 10 вражеских солдат. После этого 7 немецких танков были обнаружены и уничтожены нашими войсками. Но наш танк был расстрелян. Я смог спастись из горящей машины, но весь экипаж погиб…»

Очнулся Борис Алексеевич только на следующий день в госпитале, до победного 9 Мая тогда оставалось всего 20 дней…

 

В партизанском отряде

Антонине Ивановне Клещенок было 14 лет, когда началась война.

Ее отец и муж старшей сестры ушли в партизанский отряд. С 1943 года она стала связной в отряде Дядькова. Когда в деревне, где они жили, начались немецкие облавы, она вместе с сестрой ушла в партизанский отряд в лес, где несколько месяцев жила и участвовала в сопротивлении.

«Было очень сложно, – вспоминает Антонина Ивановна, – голод, холод, шли часто по болотистой местности, поэтому постоянно по колено в воде. Многие умирали от простудных заболеваний, от голода. Эти страшные воспоминания никогда не стереть из памяти, но необходимо научиться ценить то, что у нас есть сегодня».

 

В экипаже легендарного «Т-34»

Юрий Моисеевич Бихман воевал на 1-ом и 2-ом Украинских фронтах. Был механиком-водителем, радистом, пулеметчиком. Награжден Орденом Отечественной войны II степени и Медалью «За боевые заслуги».

Когда началась война, Юрию Моисеевичу Бихману было всего 15 лет.

«В 43-м принесли повестку, – вспоминает Юрий Моисеевич. – В военкомат провожала мама. Плакала. А я не понимал. Мне было 17 лет, и совсем не было страшно».

В сентябре 1943 года он, 17-летний мальчишка, постигал азы воинского ремесла танкиста в 9-м учебно-танковом полку. Обучение было ускоренное и длилось всего полгода. Юрий Моисеевич впоследствии прослужил в танковых войсках 30 лет. Он с гордостью называет себя танкистом и рассказывает, как ему в экипаже легендарного танка «Т-34» удалось в июне 1944 года с победоносными боями пройти через Западную Украину, Польшу, восток Германии.

Юрий Моисеевич Бихман принимал участие во взятии города Глагоу (тогда он был немецким городом, а после войны эти территории перешли к Польше). Это было страшное сражение. В ночь с 30 апреля на 1 мая советские войска  после почти трехнедельной осады начали штурм города и заняли его. В г. Глагоу были сосредоточены большие немецкие силы – практически 40 тысяч немецких солдат и сотни единиц техники. Юрий Моисеевич был тогда механиком-радистом танка и вместе со своей ротой принимал участие в этом  штурме.  После этой победы они уже почувствовали, что до полной капитуляции Германии остались считанные дни. Так и случилось. Они продвигались к Берлину, когда им сообщили о Великой Победе. Сразу была дана команда стрелять со всех орудий. Победные залпы и крики не стихали несколько часов. Такое счастье не сравнимо ни с чем.

«Наступил мир, но мы все еще оставались в Германии, ждали, когда демобилизуют, – рассказывает Юрий Моисеевич. – Пока я служил, стал неплохим танкистом, даже «Мастером вождения танка». Это редкий знак, его надо было заслужить по многим теоретическим и практическим параметрам. Много лет, пока были живы мои боевые товарищи, в каждый праздник Победы мы поздравляли друг друга. Теперь уже никого нет». Но сохранилась память о той фронтовой дружбе, закаленной и проверенной в боях, крепче которой нет ничего.

 

«Раненые с поля боя поступали к нам»

Александра Семеновна Бородульская служила в военном госпитале.

«Наша семья тогда жила в деревне в Гомельской области. Немецкие войска только в августе захватили наши территории, – вспоминает ветеран. – Большинство жителей деревни скрылось от вражеских войск в лесах. Когда вернулись, на месте деревни остались лишь сожженные дотла дома. Всех, кто не успел скрыться – отправили в концлагеря или зверски убили. У нас не осталось ничего, и мы ушли вглубь леса, где было болото. Но мы, местные жители, отлично знали эти места и скрывались от немцев именно там. Часто приходилось слышать лай немецких собак, звуки гармошек и веселый смех фашистов. Было очень страшно и жутко. Но отсиживаться было некогда – Родина в опасности. Я пошла добровольцев в ряды Советской армии, меня определили сестрой-хозяйкой в Ленинградский госпиталь. Медчасть, в которую я была направлена, следовала за наступавшими частями нашей армии. Все раненые с поля боя поступали к нам. Здесь мы оказывали им первую помощь. Много там пришлось увидеть ужасов и смертей».

 

Leave A Reply

Your email address will not be published.